Том 336 № 5 (2025)
DOI https://doi.org/10.18799/24131830/2025/5/4892
Изучение влияния наружных покрытий обсадных труб на качество сцепления цементного камня с обсадной колонной
Актуальность. Одной из важнейших задач при строительстве нефтяных и газовых скважин является обеспечение герметичности контактных зон «обсадная колонна – формируемый цементный камень – порода», которая определяет качество разобщения разбуриваемых коллекторов. Качественную изоляцию продуктивных горизонтов часто связывают со сцеплением твердеющего тампонажного раствора с наружной поверхностью стальных обсадных труб. На сегодняшний день предложено большое количество способов, направленных на повышение герметичности затрубного пространства обсадных колонн, один из относительно новых способов – применение защитных лакокрасочных покрытий со специальными свойствами. Имеется мнение, что данные наружные покрытия обсадных труб могут влиять на результаты геофизических работ при оценке качества цементирования и дальнейшем мониторинге состояния скважины в целом. Следовательно, появление нового граничного слоя – наружного лакокрасочного покрытия, будет влиять на точность результатов геофизических операций. Цель. Исследование взаимодействия обсадных труб с наружными лакокрасочными покрытиями и цементного камня в контактной зоне «обсадная колонна – цементный камень», оценка влияния граничного лакокрасочного слоя на результаты скважинных геофизических операций. Методы. Определение адгезионного взаимодействия (сцепления) цементного камня с наружной поверхностью обсадных труб методом сдвига и акустического импеданса методом ультразвуковой цементометрии. Результаты и выводы. Показано, что опробованная процедура оценки сцепления цементного камня с наружной поверхностью обсадных труб методом сдвига является эффективной при определении адгезионного взаимодействия, что позволяет ранжировать данную величину для разных видов поверхностей. Выявлено, что величина адгезионного взаимодействия зависит не только от рельефа получаемой поверхности труб, но и от природы лакокрасочного покрытия. Получено, что более высокие значения адгезии для образцов с рельефными покрытиями обусловлены большей удельной площадью поверхности при контакте с тампонажным составом. Установлено, что защитные лакокрасочные покрытия наружной поверхности обсадных труб не влияют на результаты и не затрудняют проведение скважинных геофизических операций при мониторинге состояния скважины и пластов, при этом обеспечивают защиту труб от коррозии.
Ключевые слова:
защитные покрытия, обсадные трубы, цементный камень, адгезионное взаимодействие, акустический импеданс
