Том 334 № 12 (2023)

DOI https://doi.org/10.18799/24131830/2023/12/4308

Компьютерное моделирование при оценке влияния дорожных факторов на производительность карьерного автотранспорта

Актуальность: необходимость оптимизации параметров горнотехнических систем на уровне современных научно-методических возможностей привела к разработке методического подхода к их описанию с учетом переходных процессов. При оптимизации жизненного цикла транспортных систем карьеров должны учитываться главным образом структурные переходные процессы, а на уровне отдельных ее элементов или оптимизации транспортных систем карьеров в процессе их эксплуатации требуют особого внимания переходные процессы параметрического характера. Цель: исследование возможностей программного обеспечения «Транспортная система карьера»; разработка подходов к оценке влияния дорожных факторов на производительность карьерного автотранспорта путем имитационного компьютерного моделирования; исследование закономерности влияния ограничений, связанных с взаимовлиянием автосамосвалов на ритмичность движения по автодорогам; исследование влияния дорожных факторов на производительность карьерных автосамосвалов. Объекты: карьер глубиной 380 м с производительностью по горной массе 125 млн т/год, с парком самосвалов в количестве 88 ед. Автосамосвалы обладают грузоподъёмностью 136–220 т, экскаваторы – вместимостью ковша 15–35 м3. Методы: имитационного компьютерного моделирования функционирования транспортной системы карьера. Использовалась разработанная в Институте горного дела УрО РАН программа для ЭВМ «Транспортная система карьера». Результаты. ПО «Транспортная система карьера» позволяет решать специфические задачи в области карьерного транспорта, связанные в том числе с оценкой влияния дорожных факторов на технико-экономические показатели карьерного автотранспорта; выработаны подходы к оценке влияния дорожных факторов на производительность карьерного автотранспорта; установлена закономерность влияния ограничений, связанных с взаимовлиянием автосамосвалов, на ритмичность движения по автодорогам; установлено влияние дорожных факторов на производительность карьерных автосамосвалов.

Ключевые слова:

имитационное компьютерное моделирование, производительность карьерного автотранспорта, дорожные условия в карьере, среднетехническая скорость, карьерный автосамосвал

Авторы:

Артём Геннадиевич Журавлев

Владимир Владимирович Черных

Скачать pdf