Том 325 № 6 (2014): Социально-гуманитарные технологии
Олигопольные рынки: трансформация содержания и форм конкурентных процессов
Актуальность исследования. В последние двадцать лет на рынках развитых государств наметилась тенденция концентрации экономических агентов и их укрупнение с целью оптимизации экономических процессов, эффективного функционирования бизнеса, наиболее активной коммуникационной политики. Рынки сырьевых и готовых продуктов, международных и межрегиональных сервисов и работ стали дрейфовать в направлении олигополизации. В этой связи актуальным является анализ и характеристика происходящих существенных изменений в функционировании олигопольных рынков, сформированных под влиянием глобализации, гиперконкурентных процессов, сменяющихся технологических парадигм, инновационных и потребительских тенденций в современной экономике. Цель исследования: на основе обобщения исследований, представленных разными научными направлениями (стратегический менеджмент, маркетинг, теория рынков, потребительское поведение, инноватика и др.), выделить основополагающие факторы влияния на изменения в функционировании современных рынков, усилении конкуренции в условиях глобализации и перехода к постиндустриальной экономике; определить насколько существенно факторы, стимулирующие формирование олигополий, содействуют интенсивности конкуренции ее участников и противодействуют картелизации олигопольных рынков; выделить основные характеристики, отражающие новое содержательное наполнение модели конкуренции на инновационных олигопольных рынках в сравнении с классической моделью олигополии; определить наличие тенденции к системным изменениям формы и характера конкуренции на олигополистических рынках, которые способствуют существенному пересмотру подходов к обоснованию принципов антимонопольного регулирования на современном этапе; систематизировать и выделить новое содержательное наполнение модели конкуренции на олигополистических рынках, а также факторы, влияющие на интенсификацию конкуренции на олигопольных рынках. Методы исследования: метод системного анализа, сравнительный и нормативноправовой анализ. Результаты исследования. Особенности конкурентного процесса в рамках двух указанных моделей - классической олигополии и олигополии, изменяющейся под воздействием новых тенденций в экономике, - проявляются в условиях многоуровневой, мультиструктурной, межотраслевой конкуренции бизнессистем, формируемых компаниями лидерами рынка. Кроссконкуренция участников разных систем создает условия гибкого рыночного поведения. Выводы исследования. Системные изменения формы и характера конкуренции на олигополистических рынках, в том числе инновационных, инициируют разработку новых институциональных механизмов и подходов к обоснованию принципов и методов антимонопольного регулирования на современном этапе.
Ключевые слова:
рынок олигополии, конкурентная политика, характеристика олигопольного рынка, бизнес система, взаимодействие, трансформация, технологический уклад, конкуренция