Том 324 № 6 (2014): Социально-гуманитарные технологии

Потенциал учебной миграции в профессиональные образовательные организации в контексте новой миграционной политики

Актуальность работы обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг. Цель работы: обоснование необходимости определить возможные способы повышения конкурентоспособности России на рынке экспорта образовательных услуг при стимулировании учебной миграции в российские профессиональные образовательные организации (профессиональные училища, профессиональные лицеи, колледжи, техникумы) и обозначить круг проблем, которые следует для этого решить. Методы исследования: в рамках системного подхода применен метод правового мониторинга действующего федерального законодательства, позволяющий оценить полноту и эффективность правового регулирования учебной миграции в России, метод фокусированного изучения отечественного и зарубежного опыта, анализ качественных и количественных результатов социологических исследований. Результаты: Определены трудности развития учебной миграции в профессиональные образовательные учреждения: неблагоприятная российская демографическая динамика, структурный дефицит абитуриентов, конкуренция между самими учреждениями профессионального образования и их конкуренция с вузами, более высокий престиж образования, полученного в крупных городах. Для решения проблемы разработаны возможные модели стратегий развития системы среднего профессионального образования в сложившихся условиях.

Ключевые слова:

учебная миграция, человеческие ресурсы, образование, обучение, адаптация, конкурентная борьба

Авторы:

Дмитрий Вячеславович Полетаев

Светлана Валерьевна Дементьева

Тамара Захарьевна Зурабишвили

Скачать bulletin_tpu-2014-324-6-13.pdf