Том 323 № 6 (2013): Экономика. Философия, социология и культурология. История
Типология методологических оснований творческой деятельности
Актуальность работы обусловлена необходимостью систематизации многообразных видов методологических оснований творческой деятельности. Цель работы: Выделить основные типы методологических оснований творческой деятельности и представить выделенные типы в виде многоуровневой системы. Методы исследования: междисциплинарный подход, метод историко-философского анализа, герменевтический метод, методология типологизации, системный подход, компаративистская методология, методология реконструкции культурно-исторической реальности, основанной на представлении культуры как сосуществовании целостных культурно-исторических типов, в которых каждый элемент детерминирован системой ментальных доминант. Результаты: методологические основания творческой деятельности представляют собой иерархическую систему. Самый общий уровень представлен системой ментальных доминант той или иной культуры, культурной эпохи. Последние определяют идеалы и нормы научного познания, образы прекрасного, философско-методологические основания, картину мира, частно-методологические принципы. Выводы: построение типологии методологических оснований творческой деятельности предполагает не только выявление уровней общности методологических систем, их последовательной детерминации культурологическими методологическими основаниями, но и экспликацию многообразных видов взаимосвязи между данными типами методологических оснований, построение системы методологических оснований творческой деятельности во всех сферах культуры.
Ключевые слова:
культурно-исторические типы, ментальные доминанты, культура, философско-методологические основания, творчество, творческая деятельность