Том 323 № 6 (2013): Экономика. Философия, социология и культурология. История
Инвариантность семантики в модели создания визуального образа дизайна
Актуальность работы обусловлена теоретической и практической необходимостью исследования особенностей создания визуальных образов, феномен которых состоит в их непосредственной данности и пространственной определенности. Особенность организации визуальных текстов, связанная с континуальностью, требует разработки новых подходов к их изучению. Целью исследования является разработка модели создания визуального образа в дизайне, которая позволяет исследовать специфику визуального образа, выявляет каналы трансляции визуального сигнала, позволяет исследовать роль семантики в режиме выбора визуальной структуры. Методы исследования. В работе используются методы анализа и моделирования семиотических систем. Результатом исследования является концептуальная модель создания визуального образа, в которой раскрыта специфика работы логического, эстетического и семантического каналов. Логический канал формирует банк образов реальности; эстетический канал компонует образы в структуры по законам композиции; семантический канал управляет работой логического и эстетического каналов, определяя выбор объектов и выбор структуры их компоновки, соответствующей семантике и наиболее полно передающей смыслы формируемого (создаваемого) визуального образа-текста. На основе представленной модели выявлена инвариантность семантики в процессах формообразования.
Ключевые слова:
смысл, модели, семантика, визуальные образы, фигуративные образы, абстрактные образы