Том 323 № 5 (2013): Управление, вычислительная техника и информатика

Системная инженерия и её внедрение в образовательные программы томского политехнического университета

Актуальность работы обусловлена необходимостью развития российского инженерного образования в области системной инженерии, вызванной потребностью промышленности в специалистах по созданию сложных гетерогенных систем. Цель работы: определить задачи развития инженерного образования в области системной инженерии в России в целом и в Томском политехническом университете в частности и выработать предложения по их решению. Методы исследования: анализ средств массовой информации, анализ литературы, анализ образовательных программ, системный анализ. Результаты: выполнено краткое введение в проблемы, принципы и методы системной инженерии; проанализировано состояние образования в этой области в России и за рубежом; рассмотрены инициативы и первый опыт Томского политехнического университета в области модернизации образовательных программ университета в соответствии с принципами системной инженерии. Выводы: состояние дел по образованию в области системной инженерии в России можно оценить как катастрофическое. Российские вузы совместно с промышленностью должны предпринять ряд эффективных шагов по внедрению мирового опыта в области обучения и применения системной инженерии. Внедрение должно происходить поэтапно и непрерывно, на основе формирования типовых программ и дисциплин, с учётом специфики образовательных профилей. Элементы системной инженерии целесообразно и необходимо вводить в подготовку бакалавров. Элементы прикладного системного анализа могут быть встроены в виде модулей в существующие дисциплины младших курсов.

Авторы:

Петр Савельевич Чубик

Николай Григорьевич Марков

Евгений Александрович Мирошниченко

Татьяна Семёновна Петровская

Скачать bulletin_tpu-2013-323-5-29.pdf