Том 324 № 5 (2014): Информационные технологии

Автоматическая система мета-обучения с поддержкой выбора оптимального алгоритма решения задачи и вычисления оптимальных параметров его функционирования

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности работы автоматических систем интеллектуального анализа данных, основанных на мета-обучении. Цель исследования состоит в разработке автоматической системы мета-обучения с поддержкой выбора оптимального алгоритма решения задачи и вычисления оптимальных параметров его функционирования. Методы исследования: индуктивное моделирование, методы статистической обработки результатов. В результате исследования проведена систематизация известных систем мета-обучения на основании выработанных классификационных признаков, учитывающих внутреннюю организацию систем. Сформулированы требования к реализации автоматической системы мета-обучения. Предложен способ построения системы мета-обучения, удовлетворяющей всем сформулированным требованиям и производящей накопление мета-знаний, построение на их основе мета-моделей, выбор оптимального алгоритма из набора доступных и вычисление оптимальных параметров его функционирования. Разработана объектно-ориентированная архитектура программной платформы для реализации любой из систем мета-обучения, представленных в систематизации. Эффективность реализованной автоматической системы мета-обучения с использованием алгоритмов методов группового учета аргументов проверена экспериментально при решении набора задач, относящихся к классу задач прогнозирования временных последовательностей (1428 временных последовательностей из тестового набора, известного под названием "M3 Competition").

Ключевые слова:

метамодели, метаобучение, метахарактеристики, программные платформы, объектно-ориентированный анализ, объектно-ориентированное проектирование, прогнозирование, временные последовательности, метод группового учёта аргументов

Авторы:

Андрей Александрович Орлов

Скачать bulletin_tpu-2014-324-5-07.pdf